?

Log in

No account? Create an account

Культурный · блогер · и · сказочник


"Порги и Бесс"

Свежие записи · Архив · Друзья · Личная информация

* * *

Вчерашний день стал для меня открытием джазовой оперы Джорджа Гершвина "Порги и Бесс", которую, как может показаться странным, я слушал в концертном зале Филармонии. И меня не смущает, что многие ее могли открыть давным давно - с момента первого представления в 1935 году в Нью-Йорке, с 1972 года в Ленинграде или с 2005 года на Ютубе. Ко всему, перед концертом я застал пресс-конференцию, которая обогатила и мой музыкальный опыт, и мои впечатления от самого концерта. Как это было.

Дирижер Уэйн Маршал (по середине), исполнители партий Порги (Кевин Шорт) и Бесс (Индира Мэйам) - слева - партий Сирины (Анджела Рене Симпсон)  и наркоторговца Спортинг-Лайфа (Рональд Самм) - справа.
Дирижер Уэйн Маршал (посередине), исполнители партий Порги (Кевин Шорт) и Бесс (Индира Мэйам) - слева - партий Сирины (Анджела Рене Симпсон)  и наркоторговца Спортинг-Лайфа (Рональд Самм) - справа.

Опера Гершвина и так является уникальным явлением мировой музыки, как минимум потому, что считается единственной американской оперой. Во-вторых, из множества споров о том, правомерно ли причислять ее к опере при явном уклоне в джаз и блюз, она тем не менее выходит победителем. В-третьих... а вот "в-третьих" много. Текущая постановка при всей, на мой взгляд, легендарности, пройдет всего по трем сценам: Москвы, Екатеринбурга и Перми. Как можно понять, два из трех уже за плечами. На нашей сцене она прозвучала в исполнении Уральского филармонического оркестра и Московского камерного хора.

Уэйн Маршал помимо дирижерских заслуг, регулярно выступая в ведущих органных залах мира (н\п Нотр-Дамм, Альберт-холл, Вестминстерское аббатство и др), является всемирно известным органистом (и пианистом). Предваряя основную программу, Уэйн исполнил импровизацию на тему мелодий Дж.Гершвина на обновленном органе Филармонии (о реконструкции органа я рассказывал не так давно).

На этом удивление не прекратилось. Перейдя к основной программе, Уэйн Маршал занял дирижерскую "тумбочку", откуда в скором времени пересел за клавиатуру пианино, стоящего перед подиумом. Впервые вижу, чтобы дирижер играл на сцене еще какую-либо роль, кроме руководящей. А вообще, часть мелодий из вступления я вспоминал по мультфильмам "Том и Джерри". И это притом, что в опере все передано живыми интонациями, подслушанными у чернокожих певцов, красками пряного американского сленга, острыми свинговыми ритмами, молитвенными спиричуэлс. (Я бы отметил, что опера по-новому раскрывает музыкальные лейт-мотивы отдельных серий мультфильма :О))

Не зря Гершвин писал "с погружением". Будучи преуспевающим столичным композитором, он покинул Нью-Йорк, чтобы поселиться в негритянском поселке. Здесь он общался с местными жителями, изучал фольклор и встречался с народными певцами. Говорят, даже сам охотно участвовал в хоровом исполнении народных гимнов. А чтобы его оперу представляли именно негритянские голоса, он отказал Метрополитен-опера, куда первая негритянка была приглашена только спустя 20 лет.

исполнители партий Порги (Кевин Шорт) и Бесс (Индира Мэйам)
исполнители партий Порги (Кевин Шорт) и Бесс (Индира Мэйам)

Исполнители партий Сирины (Анджела Рене Симпсон)  и наркоторговца Спортинг-Лайфа (Рональд Самм)
исполнители партий Сирины (Анджела Рене Симпсон)  и наркоторговца Спортинг-Лайфа (Рональд Самм)

Я в очередной раз осознал, что к опере нужно иметь вкус - и вкус, и привычку. Если слова хора в целом воспринимаются легко, то реплики солистов нетренированному слуху кажутся неразборчивыми. Что, однако, не мешает воспринимать эмоции голоса и экспрессивные посылы музыки. Слышать оперные партии в зале филармонии, конечно, неожиданно, но в традиционной опере не отводится такой роли оркестру - как минимум, вас лишают возможности его видеть. А здесь - все удовольствия сразу.

Люблю глубокие мужские голоса. Они всегда уравновешены и вселяют спокойствие. Поэтому партия Порги (бас-баритон) и Спортинг-Лайфа (тенор) мне запомнились сильнее всего. Но партия наркоторговца была особенно яркой - артистичной - полной экспрессии, самодовольства с раскидыванием рук и восклицаниями "к небу". Особенно запала в душу тема "It Ain’t Necessarily So" (Совсем не обязательно, что все именно так), в которой Спортинг-Лайф демонстрирует свои циничные взгляды на жизнь. Я попытался найти какое-нибудь не менее яркое исполнение на ютубе, но не встретил ничего хоть сколько то близкого (зато нашел оперу образца 1935 года в исполнении Луиса Армстронга и Эллы Фицжеральд).Так что,  зрители не зря с восторгом и затяжными овациями встречали каждый номер.

Ну а в завершение, можно признаться, что всю предшествующую жизнь я понимал название оперы совершенно не так, как должно было быть. Это так же как опера "Тоска" воспринимается несведующими с ударением на последний слог, так что кажется, будто бы она об экзистенциальной грусти и безысходности. Так же и здесь, мне прежде казалось, что речь идет про искушение некого Порги чертями (т.е. бесами) - бы это эдакая вариация темы Фауста и Мефистофеля. А она о любви безногого нищего и горячей девушки (при активном участии наркоторговца). Работаю над собой :О)


То самое пианино, за которое в самом начале с дирижерской тумбы перескакивал Уэйн Маршал, чтобы исполнить клавишную партию

Владимир Минин - руководитель Московского камерного хора, выступающего на сцене вместе с УАФО
Владимир Минин - руководитель Московского камерного хора, выступающего на сцене вместе с УФО


Уэйн Маршал - органист и оперный дирижер, руководивший постановкой "Порги и Бесс"


Кевин Шорт - исполнитель партии Порги (считается лучшим ее исполнителем)


Индира Мэйан - исполнительница партии Бесс (признана как лучшая ее исполнительница).
Говорит, что исполнитель партии Порги - ее "сценический муж"

P.S. Многие знают Гершвина по известной джазовой композиции "Summer time", которую у нас еще переводят как "Летняя пора". Помимо прочих открытий, мне довелось узнать, что это колыбельная из первого действия оперы, а не просто отдельное произведение.

P.P.S. Веселее всего, что есть еще одноименный балет(!), поставленный на музыку Гершвена Михаилом Лавровым в 1985. Была ли там принципиальность, что ключевые партии должны были исполняться негритянской труппой или нет - "история умалчивает"


Традиционно, обаятельный музыковед Оля

* * *
* * *
[User Picture]
On Октябрь, 28, 2014 12:16 (UTC), fantasmargoria commented:
"Впервые вижу, чтобы дирижер играл на сцене еще какую-либо роль, кроме руководящей." А у нас дирижёр камчатского камерного оркестра иногда во время филармонических концертов берёт в руки скрипку и солирует. Однажды вовсе пел. (сделала акцент на филармонических концертах, потому что во внефилармонической жизни бывает замечен на концертах авторской песни в компании с бардами и музыкантами, с Косыгиным и Кинасом вовсе гастролировал по материку (со скрипкой) :-)
[User Picture]
On Октябрь, 28, 2014 12:33 (UTC), dmagog replied:
У вас там вообще, похоже, свой микрокосмос :О)
В общем, после симфофорумных колдунов-дирижеров тут что то новое
* * *
[User Picture]
On Октябрь, 28, 2014 12:36 (UTC), blojik_ejika commented:
Клево там у вас, а я тут не пойми где прозябаю. А трансляция была - запись ждать?
[User Picture]
On Октябрь, 28, 2014 12:39 (UTC), dmagog replied:
Я тебя обязательно куда нибудь персонально вытащу, например к шотландцам на музыку и виски! Традиционно.
Трансляции не было и запись вести не дали, я спросил. Так что, разве что в Пермь за ними ехать
[User Picture]
On Октябрь, 28, 2014 12:55 (UTC), blojik_ejika replied:
Про шотландцев - я запомнил!
* * *
[User Picture]
On Октябрь, 28, 2014 19:55 (UTC), Татьяна Жинжина commented:
очень легко, хорошо написано, Георгий!
чувствуется, что от души, "по свежим следам".
никогда не слышала эту оперу живьём, узнала кое-что новое для себя. а уж как ты распиарил исполнителя роли наркоторговца — даже пожалела, что не имела счастья оценить его вокал и актёрскую игру.
спасибо.
здорово.
* * *
[User Picture]
On Октябрь, 29, 2014 07:22 (UTC), crawlex commented:
Тема "зуммертуме" в тексте не раскрыта :)
* * *
[User Picture]
On Октябрь, 29, 2014 08:18 (UTC), Twisted_way commented:
А меня тоже поразил дирижер, который в какой-то момент вдруг ловко вскочил за пианино и начал быстро-быстро играть, а потом так же ловко вернулся обратно управлять всем действом:)

Ну и не могу не отметить женские партии. Очень сильные и красивые голоса, что прямо завораживает! Исполнение Анджелы Рене Симпсон запомнилось даже как-то больше, оно показалось мне более искренним что ли, и в который раз убедилась какой это невероятный труд и какой требует самоотдачи зрителю. Я и не предполагала даже что мне так понравится:)

А из поста я почерпнула для себя кое-что новое и интересное, что дополнило общую картину моих впечатлений. Спасибо!:)
* * *
[User Picture]
On Октябрь, 29, 2014 18:45 (UTC), zvennka commented:
Гоша, люто завидую! :)
* * *
[User Picture]
On Декабрь, 9, 2014 10:01 (UTC), livejournal commented:
Екатеринбург культурный. Итоги ушедшей осени
Пользователь voxpop_66 сослался на вашу запись в своей записи «Екатеринбург культурный. Итоги ушедшей осени» в контексте: [...] [...]
* * *

Previous Entry · Оставить комментарий · Поделиться · Next Entry