?

Log in

No account? Create an account

Культурный · блогер · и · сказочник


Симфофорум. День второй. Бетховен и заклинатель скрипачей Курентзис

Свежие записи · Архив · Друзья · Личная информация

* * *

Вечер второго дня Симфофорума, что естественно, шел вслед за первым и развивал тему романтизма в симфонической музыке. В этот раз на сцене правил балом оркестром Воланд Теодор Курентзис, и его особая дирижерская магия направляла musicAeterna Пермского театра оперы и балета вверенным курсом симфоний Бетховена.


И на этой программке автограф Воланда дирижера!

Судя по всему, все просвещенные люди знают о неземной природе Курентзиса, а ты как самый обычный человек неведомо для себя становишься жертвой доказательства этому. Но об этой особой музыкальной магии будет дальше. Сам Курентзис, с точки зрения регалий, кажется уступает Эльяху Инбалу, хотя является Кавалером Ордена Дружбы, сотрудничал со множеством солидных коллективов, основатель пары оркестров и, вообще, - молодец. Скажем так, если и "уступает", то только по бумагам.

Как ни странно, оркестр Пермского театра оперы и балеты был создан в Новосибирске. По инициативе Курентзиса. С тех пор,  они ориентированы на исторически достоверное исполнение музыки от старинной до современной. Оркестр стоял весь концерт (кроме виолончелей и контрабасов). Как пояснил мне мой "консультирующий музыковед" (если вы не завели еще себе такого, вы просто обязаны это сделать), это распространенная практика, призванная держать оркестрантов в тонусе. И действительно, они не просто играли музыку, они ее воплощали в движении и извивах тела.

Этот вечер был посвящен двум симфониям Бетховена: седьмой и пятой. И если с последней вам кажется все понятным (как и мне), то с первой (которая седьмая) я столкнулся впервые. Симфонию №7 ля мажор можно охарактеризовать как мощную и своевольную. Она заполняет собой пространство как река, вышедшая из берегов, - без умысла, а просто потому что может и потому, что к этому все подошло. От части к части симфония переходит от наивности, через симфонизм скорби и сдержанности, похожий на выражение бессильного отчаяния; к воплощению бурного и необузданного веселья. Бетховена проще описывать словами музыковедов из всяческих публикаций, потому как личное впечатление оседает где то очень глубоко и отказывается вербализироваться. К тому же, я большую часть времени отвлекался на огненную виолончелистку, скрипачек и, готов признать, скрипачей, которые были не менее шикарны (как профессионалы, конечно, хотя, девочкам бы тоже понравилось). //чтобы не говорили на счет того, что виолончель самый сексуальный (читай "развратный") инструмент, я настаиваю, что скрипка полна чувственности, женственности и мелодичной сексуальности - что в звучании, что в изгибах тела музыканта//

Курентзис был не менее харизматичен свое предшественника по Симфофоруму. В его мимике и жестах читались такие выражения как: "дай мне ля, я знаю что она у тебя есть", "замри, но играй как играл дальше", "дьявол, я изгоняю тебя из флеетиста" и много всего другого. Он активно сопровождал музыку своей пунктуацией - расставлял акценты - усиливал - усугублял - подчеркивал. Он колдовал музыку по своему видению. Заклинал без палочки - доносил жестами, а когда подпрыгивал в экстазе - колебанием богатого хвоста волос.


часть двойной порции контрабасов, на фоне хитрый стул со ступеньками

Симфония №5 до минор."А 5ю Симфонию они начали играть очень заговорщицки, как будто бы банда скрипачей собралась на дело: "есть чо по до минору?"". Когда они начали всем известные четыре такта ("Судьба стучится в дверь"), было ощущение, что скрипачи самолично идут крадучись на дело. Симфония полна такой нетривиальной экспрессии, при том, что изначально она должна была быть проникнутой  самоутверждением, героизмом и "философией гуманизма". Бетховен призывал бороться даже там, где победить заведомо невозможно. Сама симфония была написано в состоянии, когда композитору пришлось признать и окончательно принять свою глухоту.

Оркестр Пермского театра оперы и балета меня впечатлил. И если бы он был в нашем оперном, вероятно, я бы ходил в это театр чаще. Но, увы. В этом оркестре божественное количество струнных!


Так выглядит "Ряд 6, место 5а". Добавочные есть в каждом ряду: по правому проходу они идут "#ряда #крайнего_места_справа + "а"". По левому проходу они "#ряда #24а"

В этот вечер был аншлаг. При том, что в зале и так порядка 700 мест (последний раз я полный зал видел на Мацуеве), задействовали еще и "приставные" - в каждом ряду по два дополнительных. На самом деле, эти места не "приставные", а "откидные", но какое это имеет значение для того, к то с детства тянется к запретному плоду сидения в проходах. Задние кулисы были раздвинуты, чтобы доставить еще 5 рядов стульев.

На "встречу с дирижером" после концерта осталось ощутимо больше людей. Они не только делились  впечатлениями, но и спрашивали о его личных пристрастиях, причинах выбора, оркестре и прочем. Курентзис проявлял харизму не только на сцене, его богатая мимика была неподражаема даже при сдержанности его слов.

У этого концерта невольно образовался "путевой дневник" - прямо по ходу происходящего. В твиттере.


Это как разобрать заднюю стенку кинотеатра и смотреть сразу два кино: с экрана и другое, в котором зрители в зале смотрят кино с экрана

В качестве послесловия: Люди, смотрящие трансляции из Филармонии с Симфофорума докладывают, что у них появилась такая игра: найди как можно больше меня в зале за эфир.


Все рассказы о концертах Симфофорума:


* * *
* * *
[User Picture]
On Декабрь, 9, 2014 10:01 (UTC), livejournal commented:
Екатеринбург культурный. Итоги ушедшей осени
Пользователь voxpop_66 сослался на вашу запись в своей записи «Екатеринбург культурный. Итоги ушедшей осени» в контексте: [...] [...]
* * *
[User Picture]
On Февраль, 22, 2015 09:54 (UTC), livejournal commented:
Сергей Крылов за пультом УМСО
Пользователь lokijoki сослался на вашу запись в своей записи «Сергей Крылов за пультом УМСО» в контексте: [...] сидела и сокрушалась, что между частями одного произведения хлопать не принято (а Теодор Курентзис [...]
* * *

Previous Entry · Оставить комментарий · Поделиться · Next Entry